05/05/2024  Воскресенье
Государственное учреждение

Ревизионная комиссия
Мангистауской области

Ревизионная комиссия по Мангистауской области

Оценка реализации государственной поддержки

развития предпринимательства

г. Актау, 2019 год

 

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее экспертное заключение «Оценка реализации государственной поддержки развития предпринимательства» подготовлено в соответствии с Законом Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года «О государственном аудите и финансовом контроле» и 903. Процедурным стандартом внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению экспертно-аналитического мероприятия органами внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденным нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее-Счетный комитет) от 31 марта 2016 года № 5-НҚ (приложение 11 в соответствии с нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 29.11.2018 № 20-НҚ)

Экспертно-аналитическое мероприятие проводилось в качестве самостоятельного мероприятия на предмет определения основных воздействующих факторов, влияющих на реализацию Программыпо государственной поддержке развития предпринимательства.

При проведении аналитического мероприятия использованы статистические и информации, предоставленные государственными и местными исполнительными органами согласно направленным запросам.

1) Вводная часть:

В соответствии с перечнем объектов государственного аудита на 2019 год объекты экспертно-аналитического мероприятия - ГУ «Управление сельского хозяйства Мангистауской области», ГУ «Управление предпринимательства и торговли Мангистауской области», Центр обслуживания предпринимателей ТОО «Мангистау».

Цель экспертно-аналитического мероприятия:оценка реализации по второму направлению Программы по государственной поддержке развития предпринимательства за период 2018 год в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года № 919 «Об утверждении Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы «Еңбек» (утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2018 года № 746).

2) Аналитическую часть:

С целью решения сохранившихся проблем на рынке труда и принятия дополнительных мер по повышению уровня жизни населения Главой государства 9 сентября 2016 года перед Правительством была поставлена задача по стимулированию массового предпринимательства и обеспечению занятости.

Модернизация политики обеспечения занятости и оплаты труда, повышение качества человеческого капитала, всесторонняя поддержка предпринимательства, обеспечение адресности социальной поддержки определены в качестве приоритетов развития в соответствии со Стратегией "Казахстан - 2050" и Концепцией по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира.

Утвержденная Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы "Еңбек" (далее - Программа) ориентирована на создание эффективной системы получения востребованных на рынке труда профессиональных навыков и квалификаций, развитие массового предпринимательства, создание эффективной модели трудового посредничества, включая поддержку социально уязвимых групп населения.

Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы "Еңбек" утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 29.12.2016 года №919 (утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 13.11.2018 года №746), с 13.11.2018 года реализуется Государственная программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек», утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 13.11.2018 года №746 (далее – Программа).

К экспертно-аналитическому мероприятию подвергнуты вопросы по второму направлению Программы.

Второе направление Программы предусматривает реализацию следующих задач:обучение основам предпринимательства по проекту "Бастау Бизнес"и поддержка предпринимательских инициатив.

Согласно статистическим данным экспресс-информации от 15.04.2019г. №36-3/138 размещенного на сайте www.stat.gov.kz количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства по Мангистауской области (далее – МСП) в структуре бизнеса за 2018 год составило 51 096 ед., в сравнении с 2017 годом (экспресс-информация от 16.04.2018г. №36-3/145) увеличился на 8,3%соответственно.

В разрезе форм, наблюдается рост юридических лиц малого и среднего предпринимательства на 12,2% (8414 ед. за 2018г.), увеличение индивидуальных предпринимателей на 7% (40576 ед. за 2018г.), крестьянских или фермерских хозяйств на 26% (2106 ед. за 2018г.).

Количество занятых в МСП действующих предприятий выросло на 9,8% относительно 2017 года (126 987 чел. за 2018 год), аналогично выпуск продукции вырос на 55,3% (1 165,1 млрд.тенге за 2018 год).

В целом по республике уровень безработицы по итогам 2018 года составил 4,9% (в сравнении 2017г. без изменений 4,9%), доля трудовых ресурсов с основным, средним, общим и начальным образованием в составе рабочей силы – 15,6% (в сравнении с 2017г. (19,6%) прирост на 4%, доля непродуктивно занятых в составе самостоятельно занятого населения составила 9,3% в сравнении с 2017г. (10,4%) увеличился на 1,1%;

Кредитование/микрокредитование используется в качестве мер по содействию занятости безработным, самозанятым с предпринимательским потенциалом.

Операторами второго направления Программы являются Министерство национальной экономики Республики Казахстан - по вопросам реализации проекта "Бастау Бизнес" и микрокредитования в городах, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан - по вопросам реализации проекта "Бастау Бизнес" с 2018 года и микрокредитования на селе и в малых городах.

Согласно представленным данным Управления сельского хозяйства и Управления предпринимательства в 2018 году на реализацию Программы по второму направлению из республиканского бюджета выделено средств на общую сумму 2 019 352,0тыс.тенге.

- микрокредитование на селе – 1 439 089,0 тыс.тенге, освоено 1 244 089,0 тыс.тенге или 86,4% через Управление сельского хозяйства Мангистауской области, не освоения в сумме 195 000,0 тыс.тенге сложилась из-за с недостаточностью средств на КСН, что противоречит принципу ресурсной обеспеченности и ставит под угрозу достижение целей и задач Программы;

- микрокредитование в городах – 543 263,0 тыс.тенге, освоено 100% реализуется через Управление предпринимательства и торговли Мангистауской области;

- обучение предпринимательству по проекту «Бастау Бизнес» - 37 000,0 тыс.тенге через Управление сельского хозяйства Мангистауской области.

Мероприятия Программы, направленные на расширение микрокредитования в городах и моногородах, осуществлялись Управлением предпринимательства и торговли Мангистауской области.

Кредиты/микрокредиты в городах и моногородах предоставляются через банки второго уровня (БВУ), микрофинансовые организации, фондирование которых осуществляется через акционерное общество "Фонд развития предпринимательства "Даму" (далее - АО "ФРП "Даму").

По представленным данным Управления в 2018 году на реализацию Программы профинансированы 41 проекта, выданы кредиты/микрокредиты на сумму 543 263,0 тыс.тенге, на которых создано 31 рабочих мест.

Из общего числа профинансированных проектов 32 участника или 78% стартап проекты. При этом, сумма кредитного портфеля по стартапам составила на сумму 408 219,8 тыс.тенге или не менее 20% в соответствии с условиями Программы.

В ходе проверки направлен запрос в Управление государственных доходов по Мангистауской области о зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получившие бюджетные кредиты в 2018 году (исх.18.10.2019-ғы № МКД-05-2-МКД-09-3/МКД-09-3-07/13994).

Проведенным анализом использования средств, в соответствии с утвержденными Правилами при предоставлении гарантирования по кредитам/микрокредитам, кредитов/микрокредитов в рамках Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Енбек», установлено ненадлежащее исполнение соответствующего мониторинга предоставление кредитов/ микрокредитов, направленных на поддержку и развитие предпринимательства, предусмотренных пунктам 5.2.2. Программы.

Так, согласно пункта 5.2.2. Программы обязательными условиями для получения кредита/микрокредита участником Программы являются его регистрация в налоговых органах в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

По представленным данным Управления доходов по Мангистауской области в ходе экспертно-аналитического мероприятия установлено, что 3 предпринимателей, получившие кредит на сумму 37 000,0 тыс.тенге на момент выдачи кредита не были зарегистрированы в налоговых органах (через Даму - ТОО "Trans Service 40" регистрация в налоговых органах отсутствует, ТОО «Прикаспийский Центр Аттестации и Сертификации» от 01.06.2019г., ТОО Эйр Лайнс от 09.09.2019), которые не соответствуют критериям, установленных Программой и Правилами.

Кроме того, 4 предпринимателей (ИП «Кузембаева М.», ИП «Арсен», ИП «EG group», ТОО «Fine interior»), получившие кредит на сумму 39 608,5 тыс.тенге на момент выдачи кредита срок государственной регистрации в качестве юридического лица/оформления статуса индивидуального предпринимателя составляли более года и не относятся к стартовому бизнесу.

Прекративших и приостановивших деятельность предпринимателей, получивших кредиты через ФРП «Даму», не было.

Согласно п.7 приказа Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 января 2017 года № 33 «Об утверждении Правил кредитования/микрокредитования в городах и Правил гарантирования по кредитам/микрокредитам, выдаваемым микрофинансовыми организациями/ банками второго уровня в городах» (утратил силу приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 ноября 2018 года № 84) кредиты/микрокредиты для расширения деятельности начинающим предпринимателям предоставляются при условии создания не менее двух новых постоянных рабочих мест с обеспечением трудоустройства по направлению центра занятости населения. Кредиторы в договоре о предоставлении кредита/микрокредита указывают условие по созданию не менее двух новых постоянных рабочих мест.

Однако, Управлением предпринимательства не на должном уровне ведутся работы по мониторингу выданных кредитов.

Так, по представленным данным Управления предпринимательства Управления в 2018 году на реализацию Программы профинансированы 41 проекта, на которых создано 31 рабочих мест. По данным Центра занятости населения г.Актау и г.Жанаозен фактически по направлению центра занятости трудоустроены только 2 человека, вместо предусмотренных трудоустройству согласно бизнес-плану предпринимателей, 74 человека. (информация представлена с Центра занятости населения г.Актау и г.Жанаозен).

Указанные факты свидетельствуют, что кредиторами не в должном уровне проводятся мониторинг профинансированных проектов участников Программы, отчетные данные не соответствуют фактическим данным.

Кредиты/микрокредиты в сельских населенных пунктах (вне зависимости от их административной подчиненности) и малых городах, городах, городах по направлениям сельского хозяйства предоставляются через АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» (далее - АО "ФФПСХ"), а также МФО и кредитные товарищества, фондирование которых проводится через акционерное общество "Аграрная кредитная корпорация" (далее – АО «АКК»).

В 2018 году Управлением сельского хозяйства Мангистауской области в рамках Программы продуктивной занятости и массового предпринимательства выдано 317 микрокредитов на сумму 1 244 089,0 тыс. тенге, на обучение предпринимательству по проекту «Бастау-Бизнес» обучено 528 человек за счет местного бюджета на сумму 37 000,0 тыс.тенге.

По представленным данным Управления сельского хозяйства Мангистауской области в 2018 году на реализацию Программы через АО «ФФПСХ» АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» профинансированы 210 проекта и выданы кредиты/микрокредиты на сумму 821 837,2 тыс.тенге, на которых создано 304 рабочих мест, через АО «Аграрная кредитная корпорация» – 107 проекта, выданы кредиты/ микрокредиты на сумму 422 251,8 тыс.тенге, на которых создано 48 рабочих мест.

Из общего числа профинансированных АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» проектов 185 участника или 88% стартап проекты. При этом, сумма кредитного портфеля по стартап проектам составила на сумму 697 337,2 тыс.тенге или не менее 20% в соответствии с условиями Программы.

Из общего числа профинансированных АО «Аграрная кредитная корпорация» проектов 24 участника или 22% начинающие предприниматели. При этом, сумма кредитного портфеля по начинающим предпринимателям составила на сумму 98 300,4 тыс.тенге или не менее 20% в соответствии с условиями Программы.

Согласно Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек», основной задачей второго направления является поддержка предпринимательских инициатив, где приоритетное право на получение кредитов/микрокредитов имеют сельскохозяйственные кооперативы.

По данным итоговых отчетов по мониторингу реализации программы через АО «ФФПСХ» выданы кредиты только 2 членам сельскохозяйственных кооперативов из 210 выданных проектов.

На сегодняшний день на территории Мангистауской области действующих сельскохозяйственных кооперативов составило 21 ед.

Также согласно пункта 5.2.2. Программы обязательными условиями для получения кредита/микрокредита участником Программы являются его регистрация в налоговых органах в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, и наличие направления Центра занятости населения в МФО/КТ/БВУ/АО "ФФПСХ", за исключением проектов, целью финансирования которых является расширение деятельности начинающих предпринимателей и участников якорной кооперации.

По представленным данным Управления доходов по Мангистауской области в ходе экспертно-аналитического мероприятия установлено, что 5 предпринимателей (ИП Таганиязов Жангали Жаржановичзарегистрирован в налоговых органах 01.05.2019г., КХ Несібелі, Шамбилов Утенияз Саясиевич– 01.02.2019г., ИП Томатова, Томатова Акбилек Кылаубаевна – 01.05.2019г., ИП Балыкбаева Амангуль, Балыкбаева Амангуль Мустафаевна – 01.07.2019г., КХ Руслан БТ, Таңатаров Мереке Таңатарұлы – 25.04.2019г.), получившие кредит через АО «ФФПСХ»на сумму 21 000,0 тыс.тенге на момент выдачи кредита не были зарегистрированы в налоговых органах, кроме того, 1 предприниматель - КХ Жұма, Асанов Койчибай Жумаевич (сумма кредита 4 000,0 тыс.тенге) на момент заключения договора от 03.10.2018г. по выдачу кредита не являлся предпринимателем, так как, осуществление предпринимательской деятельности прекратил 28.02.2018г.

Кроме того, 4 предпринимателей (ИП Толаева, Толаева Дарыха Бегалыевна зарегистрирован в налоговых органах от20.02.2013г., ИП Досан, Кызылкулов Талгат Берекетович - 05.03.2016г., ИП Ғани, Усенова Алия Утешовна - 09.08.2013г., ИП Нуранова Айша Ходжабековна - 20.02.2017г.), получившие кредит через АО «ФФПСХ» на сумму 22 000,0 тыс.тенге на момент выдачи кредита срок государственной регистрации в качестве юридического лица/оформления статуса индивидуального предпринимателя составляли более года и не относятся к стартап проектам.

Далее, согласно, условием Программы максимальная сумма кредита/микрокредита: в сельских населенных пунктах (вне зависимости от их административной подчиненности) и в малых городах - до 2,5 тысяч МРП, для развития якорной кооперации – до 5,0 тысяч МРП.

Однако, в ходе экспертно-аналитического мероприятия установлено, что через АО "ФФПСХ" 7 предпринимателям выданы кредиты на общую сумму 64 000,0 тыс.тенге, превышающую 2,5 тысяч МРП или на 2018 год 6 012,5 тыс.тенге, которые не являются членами сельскохозяйственных кооперативов (КХ Болашақ, Сахиева Алтын Ордабаевна – 10,0млн.тг, ИП Өмірбек, Есенғалиев Орынбек Мұратбекұлы – 7,0 млн.тг., КХ Бидайлы, Турарбеков Талгат Акжигитович – 10,0 млн.тг., КХ Салауат, Оразгалиева Гулбану Жаксыгалиевна – 10,0 млн.тенге, КХ Шаға, Капашов Нурлан Адилович – 10,0 млн.тг., КХ Мәтжан, Манаш Қыдырқожа Тілеубергенұлы – 7,0 млн.тг., ИП Иса, Қожамқұлова Гульфада Шукірбайқызы – 10,0 млн.тг.), при этом, 1 предприниматель «КХ Салауат, Оразгалиева Гулбану Жаксыгалиевна», получивший заем на сумму 10 000,0 тыс.тенге прекратил осуществление деятельности 15.05.2019г.(Информация по созданным и действующим сельскохозяйственным кооперативам получен от Управления сельского хозяйства от 03.12.2019г. №07-09/2375).

Согласно условиям Программы и Правил кредитования и микрокредитования в малых городах и сельских населенных пунктах согласно приложению 1 к приказу Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 10 марта 2017 года № 109 (далее – Правил №109), кредиты/микрокредиты для расширения деятельности начинающих предпринимателей и (или) развития деятельности участников якорной кооперации и сельскохозяйственных кооперативов предоставляются при условии создания не менее двух новых постоянных рабочих мест с обеспечением трудоустройства по направлению центра занятости населения, при этом в договорах о предоставлении кредита/ микрокредита между МФО/КТ/БВУ/АО "ФФПСХ" и участником Программы в обязательном порядке указывается условие по созданию новых рабочих мест, за исключением проектов начинающих предпринимателей.

По условиям пункта 22 Приложению 1 Правил №109 участники Программы подтверждают целевое использование кредитов/микрокредитов в течение 90 календарных дней со дня получения кредита/микрокредита, с приложением подтверждающих документов. Создание нового рабочего места подтверждается заключенным трудовым договором в течение 180 календарных дней со дня получения кредита/микрокредита, в случае, если Участник в течение срока, указанного в пункте 22 настоящих Правил не подтверждает целевое использование и создание рабочих мест, Участник выплачивает, штраф в размере указанном в договоре между Участником и кредитором, и возвращает полученные средства в полном объеме кредитору.

Ревизионной комиссией в адрес Управление сельского хозяйства Мангистауской области направлен запрос о достоверности представленных средств по освоению средств и создания новых рабочих мест.

Изначально Управлением сельского хозяйства представлена информация, что в 2018 году на реализацию Программы через ФФПСХпрофинансированы 210 проекта, на которых создано 304 рабочих мест.

Далее, по запросу Ревизионной комиссии, представлена дополнительная информация по созданию рабочих мест согласно заключенным договором, где через ФФПСХсоздано только 217 рабочих мест, из них 189 ед. стартап проекты.

Кроме того, в ходе экспертно-аналитического мероприятия также выборочна проведена проверка достоверности представленной таблицы Управления сельского хозяйства по созданию нового рабочего места согласно заключенным трудовым договором, где установлено, что по 4 проектам с суммой кредита на общую сумму 29 000,0 тыс.тенге не представлены сведения фактически созданных рабочих мест (ИП Бегджанова Гульжан Куватовна, КХ Руслан БТ, Таңатаров Мереке Таңатарұлы, КХ Салауат, Оразгалиева Гулбану Жаксыгалиевна, КХ Шаға, Капашов Нурлан Адилович).

Также, по данным Центра занятости населения сельских населенных пунктов фактически по направлению центра занятости трудоустроены в 2018 году только 28 чел., в 2019 году 20 чел. (информация представлена с Центров занятости населения районов Бейнеуского, Каракиянского, Тупкараганского, Мунайлинского и Мангистауского).

Указанные факты свидетельствуют об отсутствии взаимодействия операторами Программы с местными исполнительными органами, согласно раздела «Институциональная организация Программы», Управлением сельского хозяйства представлены не достоверные сведения о мерах государственной поддержки по направлениям Программы.

По итогам мониторинга целевого использования профинансированных проектов в 2018 году АО «ФФПСХ» установлены только 2 факта нецелевого использования заемных средств, имеются решения суда, однако, заемщиками сумма 2655,0 тыс.тенге не были возвращены.

В ходе проверки выборочно направлен запрос в Управление государственных доходов по Мангистауской области (исх.от 18.10.2019г. № МКД-05-2-МКД-09-3/МКД-09-3-07/13994), где установлено, что из 210 участников Программы получивших микрокредиты в 2018 году через АО «ФФПСХ» (по состоянию на 18.10.2019 года) 10 участников Программы или 4,8% прекратили предпринимательскую деятельность. Данные факты МФО/КТ/БВУ/АО "ФФПСХ" не были установлены, что также подтверждают, о ненадлежащем мониторинге целевого использования профинансированных проектов до полного подтверждения целевого использования кредита/микрокредита Участником.

Кроме того, по представленным данным Управления ветеринарии Мангистауской области по 2 заемщикам наличие сельскохозяйственных животных в базе ИСЖ не подтверждается, сумма полученного кредита составила 4 500,0 тыс.тенге (ИП Санжар, Абдыкадиров Бактыбай Джайлаубаевич,ИП Азиев, Азиев Калыбек Жаукебаевич), также согласно представленным данным Управления государственных доходов по Мангистауской области указанные предприниматели прекратили осуществления деятельности в течение 2019 г.

Указанные факты свидетельствуют, что Управление сельского хозяйства не надлежащем образом производит мониторинг реализации на селе, им осуществляется только мониторинг освоения средств кредиторами, тогда как, в соответствии с Программой Управление должно осуществлять мониторинг реализации микрокредитования на селе.

Также АО «ФФПСХ» не ведется контроль выдачи займов участникам Программы в соответствии с Правилам кредитования №109.

Управление сельского хозяйства (поставщик Палата предпринимателей) по программе 071-159 «Бастау-Бизнес» услуги по обучению основам предпринимательства по проекту «Бастау Бизнес» в рамках второго направления «Программы развития занятости и массового предпринимательства» по РПП Мангистауской области обучено 528 чел. на это выделено и освоено 37,0 млн.тенге.

Согласно представленных сведений из 528 участников, прошедших обучение в 2018 году всего 75 получили кредиты/микрокредиты на сумму 300 898,0 тыс.тенге, что составляет 14%,вместо 22% предусмотренных программой.

Указанные факты свидетельствуют об отсутствии взаимодействия операторами Программы с местными исполнительными органами, не надлежащем мониторинге со стороны операторов, предусмотренного раздела «Институциональная организация Программы», где не обеспечен мониторинг реализации Программы и достоверность представления сведений об участниках и мерах государственной поддержки по направлениям Программы.

В соответствии с Программой, мониторинг использования кредитных средств, а также создания рабочих мест осуществляется местными исполнительными органами (акимы районов и городов областного значения), однако, вышеизложенные факты свидетельствуют о слабом взаимодействии всех местных органов, что приводит к отсутствию мониторинга бюджетных средств.

Согласно раздела 5.2.4 Программы местные исполнительные органы по вопросам предпринимательства и сельского хозяйства на основе отчетов организаций по микрокредитованию ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, не предоставляют в центры занятости населения информацию о реализации проекта "Бастау Бизнес", о ходе микрокредитования на селе, о ходе микрокредитования в городах, о создаваемых рабочих местах.

Согласно раздела 5.2.2. Программы №919 кредиты/микрокредиты для расширения деятельности начинающим предпринимателям и (или) развития деятельности участников якорной кооперации и сельскохозяйственных кооперативов предоставляются при условии создания не менее двух новых постоянных рабочих мест с обеспечением трудоустройства по направлению центра занятости населения.

Кроме того, согласно раздела «Институциональная организация Программы» Центры занятости населения через информационную систему "Рынок труда" осуществляют мониторинг участников Программы на предмет трудоустройства и наличия обязательных пенсионных взносов.

Однако, фактически предприниматели получившие кредиты, заявки по открытым вакансиям в Центр занятости не подавали, в связи с чем, Центром не может быть осуществлен достоверный мониторинг по созданию рабочих мест, трудоустройстве и наличия обязательных пенсионных взносов работников (информация получена по запросу от Центров занятости населения районов и городов).

Из-за отсутствия взаимодействия местных исполнительных органов и Управления сельского хозяйства Мангистауской области с Центрами занятости населения, последними ненадлежащим образом исполняются предусмотренные Программой функции по ведению мониторинга хода реализации Программы, а также обеспечения полноты мер по содействию в трудоустройстве участников Программы.

3) Резолютивная часть:

Главным ориентиром развития предпринимательства должна быть долгосрочная цель государства по вхождению Казахстана в число 30 наиболее развитых стран мира. Одним из ключевых индикаторов цели выступает достижение 50% доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны к 2050 году.

Мировой практикой ведения бизнеса доказано, что предпринимательство занимает очень важное место в национальной экономике любого государства, ведь оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. В заключении проведен анализ основных показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан: количество занятых в малом и среднем предпринимательстве, выпуск продукции, доля малого и среднего предпринимательства в ВВП страны.

Мангистауская область показывает положительную динамику.

Однако, вышеуказанные недостатки, указывают об отсутствии взаимодействия операторами Программы с местными исполнительными органами, не надлежащем мониторинге со стороны операторов, что приводит к искажению достоверности представления сведений об участниках и мерах государственной поддержки по направлениям Программы.

Мониторинг использования кредитных средств, а также создания рабочих мест должны контролироваться местными исполнительными органами (акимы районов и городов областного значения) и операторами Программы.

Иманбердиев Нұржан Доғдырқұлұлы
Блог председателя